По выражению Пикассо, величие ван Гога в том, что его кисть способна облагородить самые обыденные вещи – например, старые башмаки, запечатленные на знаменитом натюрморте 1886 года. Разбитые ботинки с блошиного рынка превращались в летопись жизни рабочего человека; чтобы придать обуви бывалый вид, ван Гог целыми днями ходил в ней по грязным улицам, добиваясь нужного эффекта.
Несмотря на реалистическую технику, натюрморт с ботинками экспрессионистский по сути: мастера интересуют не сами башмаки, а история человека, который их носит. Анализируя картину, Мартин Хайдеггер разработал одну из самых влиятельных теорий искусства, согласно которой арт-объектом становится любой предмет, освобожденный от утилитарной функции.
Полотно изображает пару изношенных ботинок, небрежно брошенных на пол; видимо, башмаки сняты недавно, а владелец провел на ногах весь день и отчаянно устал. Поскольку обувь явно не новая и хорошо разношена, можно предположить, что хозяин беден и вынужден скитаться по деревням в поисках заработка. Жесткие тени заостряют внимание на сбитых носках, стоптанных растрескавшихся подошвах, потертостях и заломах – дорога была нелегкой, но едва ли она ведет к счастью и процветанию.
Защитное покрытие | Защитный лак |
Материал | Холстнатуральный; Холст синтетический (250 г/м2) |
Мультипанно | Square 176-1 |
Оформление | Нет; Под мазки кистью; Состаривание |
Подрамник | Высота 2,5 см; Высота 1,8 см; Высота 4 см |
Размер изделия | 61.5 x 50 см |
Размер печати | 61.5 см x 50 см |